Развитие виртуального мира веб-сетей, в безграничном информационном море которых теряются все берега и прочие ориентиры, ведет к тому, что управление бесчисленными информационными потоками можно смело возводить в ранг искусства и снимать перед специалистами оного профиля головные уборы (возможно, даже вместе с волосами).
Конечно, каждый автор или владелец сайта хочет, чтобы именно ему посетители Сети уделяли особое внимание. Может быть, это ценно только для вашего личного тщеславия, а может, от этого напрямую зависит становление и развитие вашего любимого бизнес-детища.
Настоящее, как говорится, всегда чревато будущим. Так что же надо сделать сегодня, чтобы ваше завтра было завтром преуспевающего человека, а не этакого неудачника по жизни? Как добиться желаемого? Э-хе-хе, говорят все учебники по бизнесоведению. Вы не должны ориентироваться на краткосрочные перспективы, вы должны изучать целевой рынок, вы должны искать индивидуальный подход к каждому клиенту и дать ему именно то, в чем он нуждается. Но как же во всем этом разобраться, если Интернет – это сфера, в первую очередь, виртуального общения, несмотря даже на вполне весомую реальность предоставляемых услуг. И вот тут на сцену выходит наш главный герой Интернет-статистика посещений. Именно она должна рассказать вам о ваших посетителях все, что вы хотели знать, но боялись спросить: кто они, откуда и как попали на ваш сайт, что, сколько времени и на каких страницах делали, какие у них компьютеры и системное обеспечение, почему, как, когда и куда ушли. По идее, основываясь на этих данных, вы, проведя полноценное исследование, сможете, наконец, ответить себе на вопросы, кто является потребителем ваших услуг и что вы можете для него сделать.
А теперь, после столь радостной заявки, перейдем к практическому заданию. Какие высокие технологии обслуживают сегодня рынок Интернет-статистики? Если не вдаваться в многочисленные технические детали, можно выделить всего две возможности сбора интересующей вас информации – счетчики и программы лог-анализаторы. О первых знает или догадывается любой, даже не сильно продвинутый, пользователь веб-ресурсов. Обычно выглядят они как маленькие картинки, которые располагаются в углу странички и, каким-то загадочным способом, пересчитывают всех посетителей сайта. Если у вас свой сайт, то вы наверняка пользуетесь бесплатными услугами популярных счетчиков-рейтингов Rambler ТОP 100или TOPMail. Или, проникнувшись серьезностью проблемы, платите за работу профессиональных счетчиков, к примеру, SpyLOG'аили HotLog'a. Так что же мы можем требовать и что же мы можем получить от счетчика. Ну, во-первых, все они очень разные. И, заводя счетчик, прав окажется тот, кто будет выбирать его как щенка – по хорошей родословной. Нет, конечно, можно оценивать и по внешнему виду, благо ныне многочисленные серверы, специализирующиеся на стат-услугах, способны предоставить вам на выбор огромное количество картинок, рассчитанных на вкус самого капризного дизайнера. Однако главное в счетчике – это его функциональность, отслеживание пути посетителя по сайту, оценка времени пребывания пользователя на сайте, составление портрета аудитории сайта. Очень важна и техническая поддержка. Если вы пользуетесь внешним счетчиком, т.е. расположенным на чужом сервере, то система, предоставившая вам счетчик, должна справляться с обработкой поставляемой информации.
В общем и среднем, к современному счетчику можно смело предъявлять следующие требования:
-
Он должен определить, кто пришел. При этом информация о пользователе, заглянувшем на Ваш сайт, обычно включает его IP-адрес, версию браузера и используемую операционную систему.
-
Он должен знать, откуда заглянул посетитель.
-
Он должен подсчитать время нахождения посетителя на сайте и пребывания его на каждой, отдельно взятой, странице.
На основании этих данных делаются расчеты и предоставляются следующие отчеты, необходимые Вам для исследования аудитории:
-
Отчет о динамике посещений. Изменения количества посещений во времени должны учитываться при анализе успеха проекта и эффективности сопутствующей ему рекламной кампании.
-
Отчет–характеристика посетителей, включающий данные о географическом разбросе любопытствующих.
-
Отчеты по источникам прихода посетителей. Один из наиболее важных отчетов, говорящий, как минимум, о ваших успехах на рекламном поприще.
-
Характеристики программного обеспечения посетителей. Эти данные будут, безусловно, полезны для дизайнерских работ на сайте.
Так вот, все современные счетчики вполне могут собрать указанную выше информацию и предоставить соответствующие отчеты, которые вы уже, в свою очередь, можете использовать… на свой страх и риск. Почему? Потому что ни один из существующих на данный момент счетчиков не может предоставить вам точной информации в силу ряда вполне объективных причин. И в силу сложившейся ситуации их можно рассматривать как финансово малоуспешную и тупиковую ветвь эволюции.
Так какие же погрешности работы Счетчиков делают их вычисления весьма и весьма приблизительными?
Во-первых, счетчики, использующие запрос к графическому элементу, не считают пользователей с отключенной в браузере графикой. Во-вторых, счетчики, использующие Javascript, не считают пользователей, отключивших у себя java-поддержку. В-третьих, идентификация пользователей по ip-адресу/хосту не является достоверной, так как существует возможность того, что из нескольких компьютеров, работающих через один прокси-сервер, например, на рабочем месте или в Интернет-кафе, к вам заглянули разные посетители или, напротив, разные адреса получил от провайдера один пользователь модема. Наконец, в четвертых, пятых и. ых, существуют многочисленные проблемы, связанные с работой, задачами и ограничениями сервера, обслуживающего счетчики, проблемы с использованием вами разных браузеров, а счетчиками специальных, шпионских по своей сути, файлов «кукиз».
О-го-го, так недолго больше потерять, чем найти, скажет задумчиво пользователь, соглашаясь с простой житейской истиной о том, что неправильное знание хуже, чем незнание. А что же могут эти самые, как их там, лог-анализаторы? А лог-анализаторы, в свою очередь, действительно могут даже очень того. Среди наиболее популярных можно выделить WebTrends, Advanced Log Analyzer, Absolute Log Analyzer, Log Analyzer. Первые являются западными и к российскому рынку, к сожалению, мало применимы. А Log Analyzer от NetPromoter дальнейшего развития так и не получил, так как компания нацелена на программное обеспечение для раскрутки сайта. Но все-таки данные программы способны более прицельно, вплоть до мелких деталей, собрать ту же информацию, что и счетчики, и построить для вас значительно более развернутые, гибкие и, иногда, нестандартные отчеты. Ведь, по своей сути, анализируемые лог-файлы являются своеобразными "бортовыми журналами" веб-сайта. Такой файл фиксирует практически любую активность пользователей. Поэтому, в отличие от счетчиков, лог-анализаторы способны оценить визиты многочисленных роботов, загрузки всевозможных файлов (мультимедиа или картинок) и, например, хакерские атаки. При этом статистика не зависит от пропускной возможности канала и загруженности сервера. Но, при всех этих далеко нескромных способностях, есть у лог-анализаторов ахиллесова пята – они так же, как и большинство счетчиков, не разбираются в проблемах захода разных пользователей с одного ip-адреса или одного с разных. Однако для счетчиков эта проблема частично решаема посредством использования уже упомянутых «куков». Такие файлы, прикрепляясь к вашему компьютеру, резко повышают возможности отследить уникальных пользователей с одного хоста (если, конечно, вы не желаете сохранить анонимность, запретив установку таких файлов).
Эврика! Восклицает пользователь и падает в бассейн за яблоком, отскочившим от его головы. Проще некуда! Будем использовать возможности и того, и этого, и еще чего-нибудь. И, наконец-то, достигнем своей цели. Получим хорошую и грамотную статистику.
Ага, говорят ехидные специалисты, не так уж все просто. Попробуй вручную разберись-ка с тем, что тебе наанализировал твой лог-анализатор. Увязнешь в деталях. А что ты будешь делать с данными разных счетчиков, если они будут различаться в несколько раз? То-то же.
Вот так и получается, что для удобства пользователя надо все достоинства счетчиков и лог-анализаторов объединить в одном продукте. Конечно, многие пытаются это сделать сами, но, как показывает практика, тяжело совместить счетчик и лог-анализатор от разных компаний, особенно, если один считает в попугаях, а другой – в удавах. И снимать перед ними шляпу (возможно, даже вместе с волосами). И идти дальше по жизни преуспевающим человеком, твердо уверенным в правильности принимаемых решений.
|